Симферополь – Проект Европейского союза по развитию туризма с бюджетом 5 миллионов евро прекратил свою работу в Крыму. Сотрудники проекта и эксперты разочарованы тем, что, имея реальные перспективы успешного освоения международных туристических рынков, полуостров становится ориентированным только на внутренний российский рынок, становясь, по сути, морской дачей всероссийского масштаба. В начале 2012 года новостные ленты радостно возвестили о благой вести: Евросоюз выделил на развитие туризма в Крыму 5 миллионов евро. Позже Министерство курортов и туризма тогда еще автономной республики признало это событие главным достижением своей работы за год. Немалые средства европейских налогоплательщиков были призваны помочь решить ключевые проблемы, сдерживающие развитие туризма в Крыму, повысить привлекательность полуострова для украинских и зарубежных туристов. Проект «Диверсификация и поддержка туристического сектора Крыма» ставил перед собой несколько основных целей. Во-первых, увеличить возможности государственного и частного секторов туризма, содействовать развитию ответственного туризма в Крыму. Во-вторых, улучшить стандарты менеджмента туристических направлений, качества турпродуктов и услуг в индустрии туризма в Крыму. И, наконец, в-третьих, диверсифицировать и повысить качество туристического продукта в Крыму. «Вы должны понимать, что проект Евросоюза, фактический бюджет которого составил 4,6 миллиона евро, в первую очередь, предоставил техническую помощь, то есть, помог внедрить «ноу-хау» в этой сфере, проводил консалтинг и обучение наших партнеров и главного реципиента, то есть получателя – Министерство курортов и туризма АРК», – говорит руководитель проекта Джеффри Лубби. – «Мы не были уполномочены выдавать гранты, мы могли обеспечить только техническую помощь». Первоначально проект был рассчитан на период с февраля 2012 года до марта 2015 года. По словам Джеффри Лубби, до того, как проект был свернут, Евросоюз обсуждал с Министерством курортов и туризма возможность его продления и создания нового, четвертого компонента по лечебно-оздоровительному туризму. Урожай, который не удалось собрать Сотрудники проекта говорят, что именно в текущем году они ожидали ощутить результаты своей работы. Однако гордятся и тем, что удалось сделать. Например, в поддержку стратегии Министерства курортов и туризма для развития оздоровительного туризма проектом Евросоюза был разработан новый продукт медицинского велнеса, иными словами – концепции здорового образа жизни, основанной на сочетании физического и ментального здоровья. Планировалось, что потребителями этого продукта станут туристы из целевых рынков в Германии, Австрии и Швейцарии. «Это было очень амбициозно, – говорит руководитель проекта. – Перед тем, как проект был заморожен, мы установили контакт с одним из ведущих медицинских операторов в Германии и представителем медицинских страховщиков. Проект организовал встречи со страховщиками и операторами на ITB в Берлине в марте. Чтобы достичь доверия и авторитета на этих рынках требуются время и повторные контакты, промо-туры». Вся эта работа в Крыму в настоящее время остановлена. Проект также помог основать новые туристские организации: Ассоциацию профессиональных гидов-переводчиков, Ассоциацию туристско-информационных организаций и Ассоциацию медицинского велнеса. Проект разработал «паспорта» для указателей в 10-ти городах Крыма. В них входили перечень туристических объектов, их названия на трех языках, количество необходимых дорожных знаков, их направление и размещение на карте города, а также утверждение в местных архитектурах и ГАИ. На это в рамках проекта должны были потратить миллион евро. Проект Евросоюза сделал первые в истории Крыма модули дистанционного /онлайн образования для индустрии гостеприимства. «Мы обучали крымских специалистов, как сделать свою собственную систему управления обучением (LMS»), – поясняет Джеффри Лубби. – Мы были в процессе производства еще нескольких онлайновых модулей для гостиниц и ресторанов, когда проект был отменен». Средства тратились на туристические выставки и международные мероприятия, создание сайтов для музеев, электронных каталогов. Специалист по туризму и гостеприимству критерии для оценки малых гостиниц и гостевых домов согласно мировым стандартам (всем известные «звезды» отелей), но с учетом местных реалий.
«Это было необходимо для Крыма, потому что у нас порядка четырех тысяч частных малых отелей, которые имели статус частных домовладений, хотя при этом являлись достаточно крупными объектами в 50-60 номеров», – говорит она. По словам Эльвиры Кизиловой, отели сами были заинтересованы в создании такой классификации, поскольку активно продавали себя через различные системы предварительного бронирования. Для них наличие определенной категории являлось дополнительным бонусом для продажи своих услуг. Перспектива для Крыма: стать внутрироссийским курортом Бывший руководитель проекта Европейского союза уже покинул полуостров и теперь о ситуации в туристической сфере Крыма может наблюдать только со стороны. «Я надеюсь, что новые смотрители Крыма будут инвестировать те миллионы евро, необходимые для его аэропортов, портов, дорог, природных Отсутствие иностранных туристов серьезно повлияет на индустрию туризма. В любом случае, уверен он, отсутствие иностранных туристов серьезно повлияет на индустрию туризма. Хозяйка гостевого дома «Бахитгуль» в Бахчисарае была участницей проекта категоризации малых отелей. По ее словам, почти 100% ее клиентов приезжали из-за границы. Сейчас она считает этот рынок для себя потерянным на ближайшую перспективу. По мнению эксперта Эльвиры Кизиловой, прогнозируется спад туристического потока, связанный, прежде всего, с отсутствием транспортной инфраструктуры. Кроме того, происходит переориентация на внутренний рынок, то есть основными потребителями должны стать российские туристы. И тут, как говорит эксперт, будет приоритетным вопрос безопасности отдыха в Крыму. «Согласно исследованиям, наш основной турист – это семейные люди в возрасте 30-40 лет с детьми. Для них вопрос безопасности будет иметь огромное значение. Туристы прибывали в основном не авиатранспортом, – Сейчас наиболее перспективными и привлекательными для развития туризма в Украине становятся Одесская, только 5% от общего потока, согласно последней статистике Министерства за прошлый год. В основном, в Крым ехали на поездах и авто. А теперь представьте, что люди должны будут пересечь территорию Украины, и если они все время смотрели российские каналы, то можете себе представить, какая картинка у них сложилась в голове и что реально может с ними произойти с учетом текущей ситуации на юго-востоке», – говорит эксперт. По словам Эльвиры Кизиловой, она испытывает большое разочарование от того, что проект Евросоюза не удалось довести до конца и увидеть положительные результаты проделанного труда. По мнению экспертов, сейчас наиболее перспективными и привлекательными для развития туризма в Украине становятся Одесская и Николаевская области, Херсон, то есть регионы, которым ранее не уделялось достаточного внимания.
Источник: 1.crimea.ua
|